067 508-88-22 067 508-88-22
044 229-88-90
с 11:00 до 21:30 в будние дни Обратный звонок Обратный звонок

Как у вас дела? Почему компаниям сейчас нужен психолог

Ольга Королик,

Работа на дому усложняет понимание того, что на самом деле происходит в коллективе. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 300 млн человек во всем мире страдают от депрессии, а психические и поведенческие расстройства возглавляют список ведущих категорий болезней и расстройств, уступая место лишь сердечно-сосудистым заболеваниям. Эти цифры начали расти в период пандемии, потому что COVID-19 затронул не только иммунитет, но и нервную систему.

Многие из тех, кто переболел COVID-19, столкнулись с последствиями так называемого постковидного синдрома, который в свою очередь сказался на эмоциональном состоянии. Не прошли мимо нашей психики карантин и изоляция. Мы впервые оказались так близко друг другу. И это испытание близостью прошли не все.

По данным Lyrahealth 2/3 сотрудников сообщают, что плохое психическое состояние подорвало их производительность во время пандемии COVID-19, а 40% сотрудников пытаются бороться с выгоранием. Это исследование проводилось в США, но уверена, что эти цифры в той или иной мере будут справедливы и для Украины.

По статистике нашего центра спрос на услуги психологов вырос на 50% — люди не справляются со своими эмоциональными состояниями и понимают, что разговоры на кухне с друзьями проблему не решают.

Главные факторы, которые сейчас влияют на психическое состояние, это:

— тревога за свое здоровье и здоровье близких;

— сложные отношения в семье, развод;

— невозможность личного контакта с коллегами;

— необходимость жонглировать между уроками ребенка и выполнением собственной работы;

— отсутствие внутреннего ресурса для выполнения поставленных задач.

Стоит отметить, что работа на дому усложняет понимание для руководителей и HR-ов того, что на самом деле происходит в коллективе. Раньше, помимо опросов, можно было наблюдая за коллегами в неформальной обстановке на кухне или курилке понять, как обстоят дела, сейчас же такая опция практически отсутствует. Даже если офис работает частично удаленно, сложно понять, что происходит с сотрудниками и как ими управлять, когда все очень переменчиво.

С конца 2020 года мы видим, что спрос на корпоративное психологическое обслуживание очень вырос. Компании начинают включать консультации психолога в свой социальный пакет.

На pubmed.gov можно найти информацию об исследовании, целью которого было изучить, влияет ли раннее вмешательство (оказание первой психологической помощи) при депрессии на производительность труда на рабочем месте и является ли оно рентабельным для работодателя. Был проведен анализ рентабельности проекта с точки зрения вложенных средств в сотрудника в течение года. Выяснилось, что психологическая помощь сотрудникам оказалась рентабельной, так как уменьшился так называемый «презентеизм» — когда сотрудник не в полной мере функционирует из-за болезни, травмы или подавленного психологического состояния. Даже если сотрудник физически находится на рабочем месте, он может быть не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности, и с большей вероятностью совершит ошибки. Таким образом, при уменьшении презентеизма увеличивается производительность труда.

Еще одна тенденция — поиск внутреннего психолога для компании. Видимо, такую как Венди Роуз из телесериала Миллиарды хотят теперь многие. Я бы хотела прояснить несколько моментов и перечислить плюсы и минусы работы внутреннего (штатного) и внешнего психолога:

1. Отношения

Когда работаешь внутри компании, очень сложно не быть вовлеченным во внутренние процессы. Ведь психолог тоже человек, и он строит собственные отношения в коллективе. Эти взаимодействия подразумевают личное отношение к тем или иным коллегам. И именно это вредит работе внутреннего психолога.

2. Границы

Внутреннему психологу всегда будет непросто удерживать границы. Потому что он будет в подчинении у HR или руководителя компании. Сложно соблюсти иерархию в данном вопросе.

3. Доверие

Представим, что в компании есть два человека, у которых возник конфликт. К одному и тому же психологу приходит сначала один сотрудник и рассказывает про свои боли и печали, а потом приходит второй. Каждый из них будет осознанно или бессознательно либо утаивать что-то, либо приукрашать, либо говорить неправду, чтобы показать себя в лучшем свете. И представьте себе, что произойдет с сотрудником № 1, какое количество фантазий и проекций возникнет у него в том случае, если он увидит своего оппонента с психологом на кухне, когда те будут вместе делать себе кофе? Конечно же, это будет влиять на работу, и работа не сможет быть эффективной.

4. Ресурс

Ресурс одного специалиста очень ограничен. Если компания обращается в психологический центр, в котором большое количество специалистов, то каждый из сотрудников может выбрать себе и время, и день, и место без конкуренции с другими коллегами.

5. Деньги

Штатный психолог обычно получает заработную плату. И для сотрудника компании эти встречи ничего не стоят. Когда мы получаем что-то, но взамен ничего не отдаем (ничего не платим), тогда мы обесцениваем то, что получили. Я против того, чтобы компания полностью оплачивала сессии с психологом для своего сотрудника. Если же компания принимает решение воспользоваться услугами внешних специалистов, то есть два формата, которые отлично себя зарекомендовали:

— оплата 50% стоимости консультаций;

— оплата первых трех сессий с психологом, дальше сотрудник оплачивает сам. Вторые оплаченные компанией три сессии могут быть, например, через полгода.


Ольга Королик для HB

Записи по теме