067 508-88-22 067 508-88-22
044 229-88-90
с 11:00 до 21:30 в будние дни Обратный звонок Обратный звонок

Роль отца в развитии ребенка

Анна Вершебенюк,

Безусловно, самыми главными и незаменимыми людьми в жизни ребенка являются мать и отец. Если ему повезло родиться в полной, любящей семье, где родители были внимательны, заботливы по отношению к нему и вовремя откликались на все потребности, то он вырастает инициативным, активным и уверенным в себе человеком. Изначально психология рассматривала именно отца в качестве центральной фигуры, определяющей психическое развитие.

З.Фрейд в своей теории описывал отца как объект любви и идентификации, как могущественное богоподобное существо, приносящие защиту, устанавливающее закон и порядок. Но после Второй мировой войны фокус внимания психологов сместился на диадные отношения “мать-ребенок" (А.Фрейд, М.Кляйн, М.Малер). Хотя набирающая в то время все больше популярности Теория объектных отношений и ставила во главу угла важность взаимоотношений младенца с матерью на первых годах жизни, тем не менее, она сформулировала и важные теоретические предположения о значимости отца для психического развития ребенка и подростка.

Существует распространённый миф, что младенцу сначала нужна только мать, которая заботится о нем, кормит, ухаживает, дает много телесного контакта. А отцу, якобы, совершенно не обязательно быть рядом как минимум до достижения ребёнком вербального возраста. Однако доказано, что для нормального развития необходимо, чтобы в отношениях обязательно присутствовал отец, который с самого начала выполняет защищающую и поддерживающую роль, оберегая мать и ребенка от тревог и лишнего стресса, помогая ей находиться в спокойном и умиротворенном состоянии и тем самым обеспечивая спокойствие ребенку. Всем нам давно известно, что эмоциональное состояние матери передается и малышу.

Чуть позже задачей отца становится необходимость дать ребенку ощущение того, что помимо симбиоза с матерью есть еще другой интересный мир, т.е. разделить эмоционально-психическое слияние матери и ребёнка и запустить процесс социализации. В случае если роль мужчины в жизни матери незначительна, а теплый доверительный контакт отсутствует, то ей бывает сложно отказаться от симбиотических отношений с ребёнком и она может возложить на ребенка непосильную задачу - стать “психологическим заменителем партнера”, что приводит к различным нарушениям развития.

Ближе к 2-3 годам ребенку очень важен опыт игры и взаимодействия с отцом, который значительно отличается от материнского. Такие игры более возбуждающие, активные, опасные, способствующие исследованию физических и вестибулярных возможностей. Отец, в отличие от матери, не боится таких активностей, во время которых ребенок развивается физически и учится доверию миру (к примеру, когда отец подбрасывает и ловит ребенка).

В этом же возрасте начинается процесс половой идентификации. Согласно психоаналитическим взглядам, изначально полоролевая идентичность и мальчиков, и девочек оказывается феминной из-за симбиоза с матерью. Для достижения мужской идентичности мальчик должен идентифицироваться с отцом. При нарушениях взаимоотношений с отцом, формирование у мальчика мужественности может быть нарушено - к примеру, если отец пассивен, беспомощен, враждебен, постоянно конкурирует с сыном. Если же отец отзывчив, доступен и поддерживает инициативу сына, то ребенок постепенно переходит на мужскую сторону и учится справляться со своими агрессивными импульсами, становится все более независимым и самостоятельным.

Что касается девочек, то для их успешного принятия своей половой роли также крайне важны отношения с отцом. Если он гордится и восхищается ею, а также строит хорошие взаимоотношения с матерью, то девочка идентифицируется с женственностью.

Родительские фигуры также очень важны и для формирования образа будущего партнера и построения семейной модели, поскольку являются образцами подражания для ребенка. Принято считать, что до 6-7 лет складывайся т.н. “любовная карта” - сценарий (или антисценарий если семейная ситуация неблагоприятна), по которому ребенок будет строить свою семью в будущем.

Образ отца и матери, а также особенности взаимоотношений между ними являются отправными точками построения как образа себя, так и семейной иерархии и семейных ролей. Нельзя недооценивать роль отца и в подростковом возрасте, который характеризуется крайне неустойчивой самооценкой и критическим самовосприятием. Эмоционально благополучные подростки растут в тех семьях, где отец воспринимается ими как заботливый и принимающий. Он помогает справляться с трудностями, подсказывает как исправлять ошибки. А вот у требовательных, авторитарных отцов подростки становятся более тревожными и враждебными, с неадекватной заниженной самооценкой.

Итак, какой же он, “хороший отец”?

1. Тот, кто любит и поддерживает маму;

2. Обеспечивает потребности семьи и ребенка; дает чувство опоры и защиты;

3. Тот, кто любит, принимает и поддерживает ребенка, не смотря на его поведение (не означает, что никогда не сердится);

4. Открыт к общению с ребенком (интересуется им, внимательно слушает, помогает когда трудно, радуется успехам, уважает мнение ребенка, делится опытом и чувствами);

5. Уделяет ребенку достаточно времени и внимания;

6. Умеет радоваться жизни, получать удовольствие, веселиться вместе с ребенком;

7. Проявляет терпение и мудрость, поддерживает похвалой;

8. Является примером для подражания и прививает моральные ценности, держит слово, справедлив;

9. Развивается, самосовершенствуется во всем;

10. Влюбляет в жизнь!


Пусть у каждого ребенка будет достаточно хороший отец!


Записи по теме