067 508-88-22 067 508-88-22
044 229-88-90
с 11:00 до 21:30 в будние дни Обратный звонок Обратный звонок

По дороге в первый класс: рекомендации для родителей как подготовить ребенка к школе

Ирина Колесник,

Скоро 1 сентября и сейчас самое горячее время подготовки к школе. Мы решили взять интервью у нашего детского психолога Ирины Колесник, которая имеет большой опыт работы с детьми, и поделиться рекомендациями с родителями.

  1. Экскурсия в школу. Важно сходить с ребенком в школу и познакомить его с местом, в котором он будет учиться. Показать ему парты, за которыми дети сидят во время уроков, где у них лежат книги и какие это книги, познакомить с учителем. Идеально будет, если сам учитель присоединится и проведет вам экскурсию по школе. Ребенку важно увидеть ее своими глазами для того, чтобы иметь реальное представление о школе. Ведь дети много фантазируют и есть опасность, что реальность его разочарует. Дайте ему возможность увидеть все своими глазами на самом деле до того как начнется учеба!
  2. В школу очень полезно играть! И делать это можно все лето, привлекая соседских детей: кто-то учитель, а кто-то учится. Важно только отследить, чтобы дети играли в хороших учителей.
  3. Оградите ребенка от негативных высказываний о школе. Будь то родственники, старшие дети и вы сами удержитесь от высказываний типа: «Ой бедный, пойдешь в школу! Ой натерпишься ты там!» Это формирует негативное убеждение о том, что школа — это место, где будет плохо.
  4. Учитель должен стать для первоклассника важным человеком в жизни! Это нормально и правильно, когда акцент смещается на другого взрослого. На взрослого, который будет его учить. Ребенок сможет учиться только у того человека, который является для него безусловным авторитетом. Поэтому родителям необходимо выбрать учителя, который подойдет ребенку по темпераменту, а родителям по их ценностным установкам. Если так сложилось, что выбирать не приходилось и учитель вам, родителям, не нравится, удержитесь от негативных высказываний в его сторону при ребенке. Конечно, родители могут быть более опытными и знать что-то лучше, однако ни в коем случае нельзя разрушать авторитет учителя! Все возникшие вопросы лучше обсуждать непосредственно с учителем, не привлекая ребенка.
  5. Ребенок должен постепенно привыкать к нагрузке. Поэтому, если сразу после школы ребенок не может прийти домой, потому, что с ним некому сидеть, пусть мама возьмет отпуск на первых три недели. Позже можно будет оставлять его и на продленку. Особенно это важно для детей, которые не ходили в детский садик. Школа — это двойная нагрузка: с одной стороны — нагрузка обучения, с другой — большой и шумный новый коллектив.
  6. Не устраивайте допрос. Расспросы родителей «А что у вас там было?» — это зачастую желание унять свою тревогу или желание все проконтролировать. Ребенок этого не знает, но чувствует. Он будет соответствовать вашим ожиданиям и его ответы только подпитают вашу тревогу. Чтобы понять что в школе происходит на самом деле — поиграйте с ребенком в школу. В совместной игре есть много плюсов: во-первых родители включенно проводят время с ребенком, а во-вторых видят реальную картину что происходит в школе. Ребенок не всегда может объяснить словами как взрослый, что ему нравится, а что его настораживает. В игре же все тайное может стать явным. К тому же у ребёнка в процессе игры будет возможность выплеснуть все свои переживания, что полезно для его здоровья.
  7. Школьник — не взрослый. Ребенок не становится взрослым оттого, что начинает ходить в школу. Поэтому не нужно говорить: «Ты уже взрослый, давай подарим/отдадим/продадим все твои игрушки!». Игра — это не пустая трата времени. Игра — это ведущая деятельность ребенка до подросткового возраста. В игре он развивается и отдыхает. Если новоявленный школьник хочет поиграть — пусть играет!
  8. На домашнее задание необходимо тратить в идеале 40 минут. Нельзя сидеть над уроками до ночи(!!!). Если ребенку требуется слишком много времени на то, чтобы сделать домашнее задание, значит, ему не подходит программа, значит, она слишком тяжелая для него. Часто родители отдают предпочтение специализированным школам с «именем»/лицеям/гимназиям и т. п., не учитывая особенностей своих чад и их возраст. Специализированные школы с углубленной программой скорее подойдут первоклассникам 7–7,5 лет, а не для 6-леток. Безусловно бывают и исключения! Но хорошо бы быть реалистом и не требовать от своего ребенка того, что он пока не в состоянии сделать.
  9. Если ребенок начинает болеть в школе — это может быть связано вовсе не с вирусами, а с тем, что не хватает внутреннего ресурса. В таком случае не бейтесь брать выходной посреди недели. Пусть ребенок ходит в школу понедельник и вторник, в среду учится дома с мамой (няней или бабушкой) и четверг, пятница опять в школу. Когда будете брать задание на дом, можете встретить негативное отношение учителя к такому индивидуальному режиму обучения, однако здоровье ребенка дороже!
  10. И последнее: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то раньше осваивается с новой деятельностью, а кому-то требуется весь первый год. Зачастую адаптация ребенка к школе проходит в течении полугода. Именно столько времени необходимо для того, чтобы привыкнуть к новой деятельности, научиться организовывать себя к учебному процессу и т. д. Не ждите, что уже к концу сентября ваш ребенок станет самостоятельным школьником. Наберитесь терпения и верьте в свое дитя.

Ирина Колесник — детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA

Записи по теме