067 508-88-22 067 508-88-22
044 229-88-90
с 11:00 до 21:30 в будние дни Обратный звонок Обратный звонок

Блог

Простые правила поддержания хорошего самочувствия от Ольги Королик

Для того, чтобы ежедневные стрессы в меньшей степени отражались на здоровье, рекомендую обратить внимание на несколько простых советов:

В ежедневной рабочей рутине необходимо поставить себе напоминание каждые полтора часа делать паузу на 5–10 минут. Выйти попить воды, подышать воздухом, помечтать… без социальных сетей, без телефона. Паузы важны для сохранения нервной системы. Поверьте, ваша продуктивность после пауз будет выше!

  • Правило «здесь и сейчас»: постарайтесь научиться осознавать себя в моменте. Часто мы пропускаем что-то важное внутри себя. Рекомендую несколько раз в день «заземляться», не важно в каком положении: сидя, стоя, лежа, главное — обратить внимание на свое тело, на свои чувства, на свои мысли в данный конкретный момент. Важно задать себе вопрос: что я сейчас чувствую? Что происходит с моим телом? О чем мои мысли? Это поможет стать осознаннее.
  • Обратите внимание на свое окружение. Если в нем есть токсичные люди, с которыми вам сложно, подумайте: а зачем вам они? Что вы получаете в этих сложных отношениях? И стоят ли они того? Уменьшите количество таких людей в вашей жизни, и почувствуете себя значительно свободнее.
  • Побольше мечтайте: мечты дают энергию. Поверьте, вы гораздо больше получите когда прекратите жаловаться и начнете мечтать.

    Ольга Королик для anywellmag.com
Читать дальше

Творчество и болезнь: взгляд психиатра

Творчество как феномен является одним из способов взаимодействия с окружающим миром. В основе этого феномена лежит механизм проекции: то, что происходит внутри психического мира человека, в какой-то форме конструируется во внешем мире. Мотивы и предпосылки творческой деятельности достаточно разнообразны и индивидуальны, но в основе творчества лежит желание демонстрировать что-то свое, личное, предъявляться частицей себя. Получается так, что основой творческого процесса является личность человека. Наше отношение к себе, миру, эмоциональные проявления и реакции, интерпретации и поведение носят индивидуальный характер, что и выражается в творческой деятельности, ее форме и содержании.

Однако человеческая личность это своеобразная вишенка на торте. Она не может существовать сама по себе, это продукт нашего психического развития, который был бы невозможен без биологического субстрата (нервная система) и психических функций, таких как восприятие, мышление, интеллект, память, воля, эмоции, сознание и самосознание. Если говорить о тяжелых психических расстройствах, то они так или иначе видоизменяют работу психических функций, что может иметь непосредственное влияние на результат творческого процесса. Если функции нарушены грубо, то происходит резкое отдаление от привычной реальности, и такое творчество, вероятно, будет нести какой-то смысл для автора, но для остальных людей оно может казаться чем-то непонятным и абсурдным. Например, при шизофрении часто страдает мыслительный процесс в форме, когда утрачивается способность формировать причинно-следственные и логические связи. В таком случае написанный таким человеком текст будет набором разобщенных слов или фраз, а рисунок — совокупностью бессмысленных мазков. Творчество ли это? Формально — да. Однако его ценность для окружающих сомнительна, потому что в этом случае нет однозначного посыла вовне, автор и аудитория находятся в разных пластах реальности.

Конечно, у психических расстройств есть своя динамика и глубина. Если нарушения не выражены, то творчество приобретает более привычные формы, однако в нем обычно звучат отражения болезненного восприятия действительности и переживания, связанные с болезнью.

В случае биполярного аффективного расстройства (БАР) ситуация несколько другая. БАР также считается тяжелым заболеванием, однако при нем не происходит глобального изменения личности и выраженной оторванности от реальности, поэтому творчество людей с этим расстройством лучше воспринимается и более понятно. Основная психическая сфера, страдающая при БАР, это эмоциональная. Соответственно и творческий результат несет эмоциональную окрашенность, в зависимости от того, в какой фазе находится человек. При классическом варианте течения БАР между фазами есть так называемые «светлые промежутки», в которых психика работает в обычном режиме, без болезненных проявлений. В этом состоянии творчество вообще может не содержать ничего, связанного с заболеванием.

Вопрос о том, помогают ли психические расстройства творить, неоднозначен. Есть состояния, которые повышают продуктивность (например, маниакальная фаза), однако все равно это сказывается на качестве работы чаще всего в виде хаотичности и незавершенности. Человек в психозе тоже может быть крайне деятелен, но это не означает, что подобное состояние помогает в творческом процессе. Человек, страдающий психическим расстройством, может видеть окружающую действительность иначе, и если связь с реальностью остается на должном уровне и такой автор обладает достаточным талантом, тогда такие работы могут быть самобытными и интересными.

Наличие психического расстройства, его вид, тяжесть, особенности течения, социальные последствия и отношение к болезни влияют на восприятие реальности и систему мировозрения и ценностей, что так или иначе будет влиять на творческий процесс и результат. Именно степенью влияния этих факторов, и, конечно же, талантом, обусловлен диапазон творческих проявлений людей с психическими расстройствами, от абсурдности до гениальности.

Читать дальше

«Он мной манипулирует!»

Я всегда проясняю, что имеет в виду родитель, который говорит о своем ребенке, как о «манипуляторе»:

«Манипуляция — действие сознательное — уточняю я.» — «Правильно ли я понимаю, что, ваш двух-трех-четырех или одиннацати-летний ребенок, сознательно простроил свои действия таким образом, что вы: сделали, купили, дали? То, что делать не хотели, покупать не планировали, давать не собирались?»
Родитель, обычно, задумчиво отвечает:
— Ну… нет, не простроил ребенок сознательно.
— Тогда что же?
— Ну, он/она что-то такое делают, что я…

Давайте примем за аксиому, что ребенок, изначально, положительно заинтересованно направлен на окружение и настроен на сотрудничество.

Задача ребенка, как и любого организма выжить и развиваться. Инстинкты никто не отменял, и век технологий — не исключение. Чтобы выжить, нужно адаптироваться. Чем лучше адаптировался, тем больше шансов выжить. Где и к чему ребенок адаптируется? К среде. Что является средой? Окружение, которое расширяется по мере взросления ребенка.

Ребенок выберет любой способ адаптации, если они подкрепляются средой так как критики к своему поведению, чем младше ребенок, тем меньше.

О каких «манипуляциях», читай — «адаптациях», может идти речь?

Первая, и самая распространенная, «манипуляция» — истерика. Истерика, работает хорошо, потому что ее сложно выдержать родителю и во избежание ее повторений, воспроизведений и «пустьпоскорейзакончится» напуганный родитель, готов дать, купит, согласиться и т. д до ее начала. Ребенок, выбирает эту стратегию добиться чего-либо для себя (читай, адаптируется), когда другое не сработало: не услышали, не поняли, не дали, дали не то… и т. д. В основном истерика больше свойственна маленьким детям, которые еще могут плохо объяснить, что им нужно или как они себя чувствуют. Зачастую, истерики детей, это невозможность выдержать фрустрацию, которой было слишком много на раннем этапе развития ребенка. По итогу, я предлагаю родителю представить себе: как себя чувствует ребенок, чтобы так, себя вести? Даже самый малорефлексирующий взрослый, говорит «плохо…». Ну, а когда ребенку плохо, его проще пожалеть, принять, понять…

Второй вариант «ребенок — манипулятор», это когда родитель бессознательно боится сказать «нет» ребенку или говорит, это «нет» так, что ребенок продолжает «продавливать пространство» и в итоге, свое получает, а родитель соответственно… чувствует себя как-то…, так как сделал не то что хотел.

Механизм такого страха состоит из смешения собственных интенсивных чувств родителя и проекций этих самых чувств на ребенка. Например: родитель, который привык все контролировать, чувствует утрату контроля, потому что зайти на аттракционы, о которых просит ребенок, не входило в его — родителя планы, и сильно злится; Или же игрушка слишком дорогая, нет возможности купить ее сейчас и родитель (нарциссически ранится) чувствует себя недостаточно состоявшемся и испытывает раздражение и т. д.

Когда родитель говорит «нет» ребенку, родитель испытывает смешанное чувство, потому что чувство злости (раздражения) такой интенсивности, что в психике формируется связность (злость+отказ), родитель сам себя бессознательно переживает, как плохого, травмирующего, агрессивного родителя. Затем, все эти чувства вытесняются, срабатывает защитный механизм и появляется чувство вины. И уже из него, из чувства вины, лепечущий невнятно родитель не может отказать своему ребенку, делает, то что не хочет и «чувствует», что им ребенок «сманипулировал».

Здесь важно помнить, что страх родителя собственных «негативных» чувств, а к ребенку тем более, может нанести больший вред коммуникации и выстраивании психологических границ.

Третий вариант, когда родители не замечают, что в коммуникации с ребенком стратегия «если — то», существует на уровне семейного взаимодействия. Удобный для родителей вариант влияния, работает до поры до времени, ровно до момента, пока ребенок не начинает использовать его в коммуникации с родителем. «Если съешь, то получишь…», «если уберешь, то…» Опасность таких ситуаций, как мне кажется, в подростковом возрасте. В силу отсутствия критики, производить неравнозначный обмен и речь может идти не только о вещах, а о психологических или телесных историях. Все же, коммуникация с близкими людьми должна происходить без того, чтобы быть подкрепленной каким-либо условием.

Итак, человеку свойственно чувствовать разные чувства, а родитель — это человек. Чувства бывают разные и даже к самым близким людям. Опасно испытывать не сами чувства, а опасаться эти чувства в себе обнаруживать и принимать, что они могут возникать. Чувства  — не равно действия.

Контакт с ребенком, простроенный с самого рождения, сведет к минимуму потери контакта в подростковом возрасте. Ребенок не понимает и разговаривать с ним рано, потому что маленький — идея себя давно изжившая себя. Ребенок не манипулирует, а адаптируется, в силу своих возможностей: психологических и физиологических.

Читать дальше

«Робота горя»: як пережити втрату близької людини?

Втрати є в житті кожної людини, неможливо прожити життя без втрат. До втрат відносяться смерть близької людини, розлучення, втрата здоров’я і працездатності, соціального статусу (в меншій мірі), тому вони все протікають за схожими сценаріями з незначними відмінностями. У цій статті поговоримо про найважчу втрату — втрату близької людини.

Всі вони діляться на дві категорії:
1) природня смерть: людина йде, проживши своє життя;
2) неприродня смерть: втрата дітей, раптова загибель, вбивства, смерть в результаті важкого захворювання — все, що можна назвати «неправильна смерть».

В результаті втрати починається так звана «робота горя». Людина повинна сумувати. Повинна пройти через всі стадії переживання горя. У кожного ці стадії проходять індивідуально, деякі можуть «перестрибнути» їх, не усвідомити. Стадії можуть помінятися місцями, але все-таки існує загальна схема з приблизними тимчасовими рамками, вихід за які дозволяє говорити нам про патологічні форми горювання.

1. Шок (буває не завжди) — оглушення, заціпеніння. Триває від декількох годин до двох тижнів. Якщо за два тижні людина залишається в стадії шоку, необхідно медикаментозне лікування. Як тільки ми отримуємо звістку про смерть, починається «гальмування», так званий «виліт» з тіла. Симптоми: воскова гнучкість, людина не розуміє того, що відбувається, людини немає, вона не живе, вийшла з тіла, відбувається роз’єднання тіла, душі і розуму. З стадії шоку треба вийти якомога швидше.

Рекомендації родичам: спробувати допомогти розплакатися. Пам’ятаєте, раніше на похорон запрошували плакальниць? Дуже мудрий обряд. Намагайтеся залучити людину в горюванні до організації похорону: завісити дзеркала, готувати їжу, підібрати одяг і т. д. Сенс — змусити людину рухатися, повернутися в тіло. Але треба розуміти, куди ми людину «штовхаємо», наступна стадія невідворотньо настане після, тому обов’язково хтось повинен перебувати поруч. Шок — досить ускладнююча стадія для життя.

2. Біль, «катування». Нестерпні хворобливі страждання, гострий біль і м’язовий в тому числі, важко дихати, знаходитися з більш психічно адекватними нестерпно. Перебіг: рідко затягується, зазвичай 2–3 тижні, препарати можуть бути серцеві, але не заспокійливі, не можна примушувати їсти, не пропонуйте алкоголь, це тільки погіршить стан людини в горі. Нормальна стадія, проходять всі. На цьому етапі потрібна допомога близьким, тому що постійна присутність виючого і плачущого дратує.

Рекомендації родичам: не заспокоювати, не вживати слів «не плач», не зупиняти розповіді про те, як це сталося, що саме сталося. Типові скарги: «я вмираю», «мені рве душу». Звертайте увагу тільки на нестерпний біль. «Ти не вмираєш», «твоїй душі боляче і це нормально», «плач», «скаржся».

3. Заперечення факту смерті. «Це помилка». Час протікання стадії: від миттєвого спалаху до декількох місяців. Стадія буває у всіх, але нормальний розвиток — швидке протікання. З боку здається, що у людини почалася шизофренія, т. щ. вона розмовляє з померлим як з живим, продовжує робити все так, як робила для нього за життя (готує їжу, пере речі, розмовляє, радиться), для стадії характерні яскраві сни про померлого.

На цій стадії дуже часто бувають «зависання». На що схоже зависання на цій стадії? На хронічні галюцінації, починаються створення історій про померлого як про живого досі. Фетишизм, зберігання речей, спілкування. Те ж саме — швидке позбавлення від всіх речей.

Рекомендації родичам: з патологічної форми зависання виводити треба обов’язково, виправляємо на кожному слові, наприклад: «Він / вона (про померлого) так любить млинці /борщ / макарони», ви: «Він / вона ЛЮБИВ…», «Він / вона хоче… «, ви: «Він / вона ХОТІВ… «. Не давати розмовляти про померлого як про присутнього. Доводити до розуміння, що смерть це все, крапка і ніщо інше. Приготуйтеся до того, що як наслідок у горюючого почнеться істерика, звинувачення, тому що він психологічно ще не поховав, ще не оплакав.

4. Агресивна стадія, пошук винного (обов’язкова стадія). Може бути спрямована назовні «Це вони (інші люди) винні в тому, що він помер» або всередину «Якби я…».

Рекомендації родичам: з самозвинувачення виводимо якомога швидше, але виводити дуже складно. Не сперечатися. Не пояснювати яку дурницю він зараз несе. «Якби я… . У той день…… „-“ так, можливо, я не сперечаюся «. Будь-яка суперечка зміцнює його аргументацію, тому не апелювати до його розуму. При ускладнених втратах професійна допомога обов’язкова. Віруючим переживати легше, при щирій вірі знаходять логіку і пояснення. „Занурення“ в релігію — нормальний, хороший результат.

5. Усвідомлення факту втрати. Чим важче, чим неправильніше втрата, тим пізніше наступає ця стадія. Стадія обов’язкова. Розуміння «все», безвихідь, «нічого не можна змінити». У стадії відмотують життя назад, знаходять купу помилок. Симптоми: депресія, апатія, відчай, особистісні втрати (кидають роботу, йдуть із сім’ї). Від 3 до 9 місяців — норма, в пом’якшеному варіанті — до кінця життя.

Рекомендації родичам: підтримка, плавна допомога при витягуванні з минулого, світлі спогади. Писати листи померлому ручкою на папері про все, що не встиг сказати, висловити.

6. Прийняття. Від 9 місяців до 2 років і більше. 1 стадія, на якій людина починає збиратися в купку. При спогадах раптом з’являються світлі спогади — ознака того, що робота горя завершується.

7. Інтеграція. Будує по-новому своє життя без…

6 і 7 стадії допомоги не потребують.

Завдання горювання:

1. Визнання факту втрати.
2. Проживання болю втрати.
3. Налагодження оточення. Спосіб життя порушується територіально або психологічно, відновити не можна, треба побудувати новий.
4. Вибудовування нових відносин з померлим, вихід на новий виток. З померлим відносини повинні бути завершені.

Самодопомога

1. Дуже корисно спілкування з людьми, які пережили біль втрати. Ви отримаєте можливість поділитися своїми відчуттями в атмосфері розуміння.
2. Плачте, сумуйте якщо хочеться. Те, що сталося — реальне горе, його треба відчути.
3. Проводьте час з тим, хто приносить заспокоєння. Це може бути хтось із вашої родини, друг або священик. Знайдіть когось, з ким ви зможете говорити, того, хто розуміє що ви відчуваєте.
4. Говоріть з іншими про те, про що вам необхідно сказати. Дуже часто люди, які бажають допомогти, просто не уявляють, що вони можуть зробити. Підкажіть їм, чим вони зможуть допомогти. Поділіться з ними своїми спогадами. Не турбуйтеся про те, що скажете щось не так — просто говоріть від щирого серця.
5. Шукайте засоби боротьби зі стресом. Горе важко не тільки в емоційному плані, воно впливає на фізичний стан людини. Можна відчувати задишку, безсоння, загальну слабкість. Подбайте про свій організм — дотримуйтеся збалансованої дієти, займайтеся фізичними вправами, намагайтеся забезпечити нормальний сон. Слухайте музику, пишіть в щоденнику, гуляйте, шукайте нове хобі — це допоможе розслабитися. Будьте обережні при прийомі ліків і алкоголю, це не вилікує вас від болю.
6. Можна визначати собі невеликі цілі. Переживання горя може бути тривалим процесом. Дайте собі час. Не змушуйте себе «подолати горе» до певного терміну.
7. Робіть те, що приносить вам радість. Не відчувайте себе винним. Відвідайте концерт, кінотеатр, зустрічайтеся з кимось, заплануйте подорож. Починайте дивитися в майбутнє.
8. Звертайтеся за професійною допомогою, якщо це необхідно. Якщо ви відчуваєте, що вам необхідно проконсультуватися з фахівцем про ваші почуття, зателефонуйте і домовтеся про зустріч.

Чого не треба робити при роботі з горем і про що сказати близьким

1. Заборона сліз («не плач, заспокойся, достатньо, не переживай») принесе шкоду, плачте разом з згорьованим.
2. Не можна зупиняти постійні оповіданнях про померлого.
3. Не слід давати заспокійливі. При затяжних стадіях шоку — снодійне.
4. Знати про синдром річниці. Це не повернення в минуле, а новий виток. Рекомендації: святкуйте день народження, а не відзначайте день смерті.
5. При роботі горя «завислих» бити, трясти, гладити не можна, з ними треба бути просто поруч.

Ознаки патологічного горя:

1. Відсутність горя: ігнорування факту смерті, оніміння почуттів («Бог дав, Бог взяв»).
2. Пригнічене горе, що проявляється тільки в фізичних симптомах («треба тримати себе в руках»).
3. Відкладене горе: виникає через місяці або навіть роки.
4. Спотворене горе: крайнє почуття злоби чи провини при придушенні всіх інших почуттів (лють, почуття провини, пошук винного).
5. Тривале або хронічне горе: заперечення втрати.

Вам необхідна професійна допомога, якщо пройшло вже півроку з дати втрати, а ви:

  • відчуваєте cильний гнів;
  • не хочете спілкуватися з іншими;
  • вважаєте, що ніколи цього не переживете.


Читать дальше

«Как усмирить эмоции при помощи спорта». Дмитрий Гаплевский для tvi.ua

Спорт — это не только возможность поддерживать хорошую физическую форму. В его силах сглаживать всплески отрицательных эмоций, от которых мы все страдаем в той или иной степени

Но в борьбе с неприятными чувствами брать на вооружение спорт можно только в том случае, если подобрать активность правильно. Как это сделать — разбирался TVi. UA.

На разные эмоции наше тело реагирует по-разному. И если отталкиваться от его реакции, можно правильно подобрать физическую активность, которой будет под силу нейтрализовать негативные ощущения и вернуть эмоциональную стабильность. Например, когда мы злимся, у нас непроизвольно сжимаются кулаки. Когда на нас накатывает грусть — на глаза наворачиваются слезы, от страха — перехватывает дыхание, а чувство горечи приводит к оцепенению.

Специалисты утверждают: возникновение тех или иных эмоций приводит не только к перемене настроения, но и к изменению физического состояния. У нас меняются сердечный ритм и артериальное давление, скачет температура тела, колеблется мозговая активность и явно видны изменения гормонального фона. Те же самые процессы происходят в нашем организме, когда мы занимаемся спортом.

«Следует выделить четыре основных эмоции: радость, гнев, страх и грусть. Именно они больше всего влияют на наше эмоциональное состояние»
«В свою очередь их можно градировать на более сложные. Например, обида — это гнев, который был подавлен; разочарование — это грусть, связанная с изменением твоих представлений. Апатия — это состояние, связанное с истощением. Тревога — это реакция организма на стресс», — рассказывает Дмитрий Гаплевский, психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, ведущий специалист Киевского психологического центра ALTERA.

Поэтому в первую очередь нужно знать, как можно управлять этими четырьмя видами эмоций при помощи тренировок. В противном случае, вы не только не справитесь со своей проблемой, но и усугубите ее. Усилите неприятные чувства и разочаруетесь в своих возможностях. Ведь даже при максимальных стараниях не получите никаких положительных результатов.

«Когда любая эмоция захватывает вас, она не дает сосредоточиться на текущей или планируемой деятельности. Например, если это страх, то вы будете переживать внутреннее сопротивление, связанное с тревогой о возможных последствиях. Если вас охватывает гнев, вы не можете сконцентрироваться на задаче, потому что вам мешает этот аффект, напряжение. Грусть может превратиться в апатию и приведет к мысли, что любая деятельность бессмысленна», — рассказывает Дмитрий Гаплевский.
«Очень важно научиться не подавлять свои чувства, а правильно их выражать»

Делать это нужно не через истерики, скандалы и физическую агрессию, а через тело. Для этого нужно в первую очередь понять, какая эмоция больше всего давит на вас, а затем подобрать тот вид спорта, который поможет наиболее эффективно с ней справиться.

Гнев
Это одна из самых сильных эмоций, которой очень сложно управлять. Гнев — это естественная реакция человека на несправедливое, незаслуженное развитие событий, несогласие, когда идет не по-нашему.

«Если гневу вовремя не дать выход, он перерастает в обиду, которая может надолго затаиться в душе человека, а со временем перерасти в депрессию»

Во время приступа гнева, из-за резкого увеличения в крови адреналина, у человека повышаются давление и сердцебиение, он начинает активно махать руками и как будто теряет под ногами почву. Чтобы усмирить эту эмоцию и избавиться от взвинченного состояния, необходимо перенести внимание на ноги.

«Энергия гнева — огромный мотиватор, который нужно направить в конструктивное русло. Поэтому чтобы справиться с гневом, нужно учиться направлять бушующую энергию», — считает Дмитрий Гаплевский.
«Гнев не нужно вечно гонять, его необходимо перенаправлять»


Перенаправить гнев помогут любые ударные (кикбоксинг, сават, муай-тай, бокс), стреляющие или рубящие виды спорта. Например, при приступах гнева подойдут занятия кюдо (японская стрельба из лука).
«Идеальными помощниками в борьбе с гневом будут также восточные единоборства»
Их смысл не в нападении и вымещении агрессии, а в отражении атаки. Все они требуют сосредоточения и концентрации. При этом во время таких тренировок гнев не станет трансформироваться в неоправданную агрессию и жестокость.

Грусть
Эта эмоциональная реакция на расставание с объектом привязанности. Печаль связана с переживанием потери, которую необходимо оплакать.

«Грусть становится причиной таких чувств, как горе, разочарование, прощание с кем-то или чем-то, переосмысление прожитых лет, своих поступков и пр.»

Особенность грусти в том, что ее нужно пережить (переплакать). Но важно не застрять в этой негативной эмоции, а найти в себе силы двигаться дальше.

«В борьбе с грустью и производными от нее чувствами поможет динамический спорт, — считает Дмитрий Гаплевский. — Его особенность: для результатов не нужно думать и размышлять, действовать надо быстро и даже механически».

При этом «спасительный» спорт от грусти должен быть если не командным, то хотя бы предполагать общение с людьми. Хорошим отвлечением от грустных мыслей будет волейбол, теннис, пин-понг, фрисби и др. — эти виды спорта требуют хорошей реакции и немыслимы без взаимодействия. А эмоциональный контакт к партнером-соперником поможет отогнать печаль.

«С грустью помогут справиться заводные ритмичные танцы. А вот чувственные, наоборот, еще больше усугубят депрессивное состояние»

Страх
Появление страха — это предупреждение о том, что рядом есть какая-то опасность и нужно быть начеку. Но не всегда страх бывает адекватен ситуации. И тогда, чтобы побороть эту негативную эмоцию, важно понять и убедиться в том, что ты что-то можешь. При этом советы о том, что для того, чтобы побороть страх, с ним нужно встретиться лицом к лицу, неверны — например, для преодоления страха нужно прыгнуть с парашютом. Не подходят и динамические виды спорта (бадбинтон, сноубординг, футбол и т. д.).

"Чтобы дать выход страху, нужно постепенно продвигаться к своей цели и ни в коем случае не брать на себя непомерные обязательства"

Дело в том, что во время борьбы со страхом нужно шаг за шагом идти к намеченной цели. И тогда каждый последующий шаг будет придавать еще больше смелости. А значит, страх будет отступать. В противном случае радикальные меры могут привести к обратному эффекту.

В борьбе со страхом идеальными помощниками будут альпинизм, скалолазание, занятия в тренажерном зале и йога.

Так вы будете одновременно чувствовать себя в безопасности, и с каждой тренировкой уверенность в этой самой безопасности будет усиливаться, а страх станет постепенно отступать.

Радость
На радость мало кто жалуется, но, испытывая это чувство, человек ощущает сильное перевозбуждение, которое в некоторых ответственных ситуациях способно вывести из равновесия. Поэтому стоит перевести свой поток радости в игровую деятельность, поделиться чувством с другими. При радости подойдет все, что приносит вам удовольствие.


Анастасия Плиева




Читать дальше
1 2 3