067 508-88-22 067 508-88-22
044 229-88-90
с 11:00 до 21:30 в будние дни Обратный звонок Обратный звонок

Блог

Бронхиальная астма: капкан для чувств

Астма (бронхиальная астма) - хроническое заболевание дыхательных путей. Сопровождается повторяющимися приступами удушья, вызванными спазмами и отеком слизистой оболочки бронхов.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо нам из повседневной жизни. Наше дыхания в момент тревоги или страха, замедляется, останавливается и мы говорим, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». При длительном возбуждении, происходит гипервентиляция, дыхание становится сильным и частым (как при физической нагрузке). Это нужно, чтоб подготовить наш организм к определенной реакции на раздражители, заранее, даже если мысль не успела дойти до сознания, т.е. лучше сначала отскочить от машины и уж потом осознать, что происходило. Вполне резонно можно предполагать, что какие-то нарушения в эмоциональной жизни человека в той или иной мере и через некоторое время могут привести к проблемам с дыханием. Почему резонно? Потому, что мы не вечны и если стресс затянулся (превратился в разрушительный дистресс) организм начинает истощаться. И бронхиальная астма является одним из самых тяжелых последствий такого воздействия.

Очень характерным для бронхиальной астмы является так называемое кондиционирование: у больного, аллергически реагирующего на цветы, приступ возможен даже в случае, если он видит искусственные цветы. Это очень важно для понимания истинных механизмов данной болезни. Подсознание оперирует символами. И для него все равно – реальный это образ или искусственный. Для него главное и определяющее – что это цветок, пусть даже искусственный. И если спазм появляется  только при взгляде на искусственные цветы, это говорит о следующем: главным в механизме развития приступа бронхиальной астмы все-таки является психологическая установка. И это не единичный пример, подтверждающий психосоматический характер бронхиальных спазмов. Например, у морских свинок, реагировавших на аллергены приступами бронхиальной астмы, эти приступы удалось условно-рефлекторно связать с акустическим сигналом. Уже через 5 подкреплений этой связи приступ астмы наступал у них уже только в ответ на акустический сигнал, без введения антигенов. Естественно, ученые заинтересовались подобными примерами и провели ряд опытов с людьми. И выяснили, что и у людей аллергическую реакцию можно вызвать без аллергена. Если человеку во время исследования говорили, что ему сейчас введут аллерген, а вводили простую воду, то у него в ряде случаев развивалась полноценная аллергическая реакция. Бывало и так, что ученые вводили испытуемому аллерген на пике положительных эмоций. Если на сознательном уровне человек об этом не знал, то очень часто аллергическая реакция не наступала вовсе.

Все эти исследования четко говорят о том, что в механизмах бронхиальной астмы психологическая составляющая играет огромную роль. Франц Александер, чикагский врач, основатель психосоматического направления в медицине, говорил, что это болезнь, которая появляется не только из-за той или иной аллергии на тот или иной продукт. Но главнейшую и определяющую роль в том – будет человек страдать от приступов удушья, или же, они у него быстро пройдут – являются факторы психологической жизни человека.

Нужно помнить, что астматический приступ – это симптом, непосредственной причиной которого является спазм бронхиол. Клинические данные однозначно указывают на то, что такой локальный спазм может вызываться как воздействием аллергена, так и эмоциональными факторами и чаще всего — является союзом этих факторов. В многочисленных исследованиях Чикагского института психоанализа у пациентов всегда выявлялась та или иная форма аллергической чувствительности. У некоторых пациентов, как показали кожные тесты, эта чувствительность после лечения сохранялась, но приступы астмы больше не возникали. В таких случаях мы, видимо, имеем дело с «суммацией стимулов», когда только одновременное сочетание эмоциональных стимулов и аллергических факторов будет вызывать приступ. Отдельное воздействие каждого фактора оказывается ниже порога чувствительности бронхиол.

Мы рассмотрели теорию, а теперь поговорим о тех самых психологических факторах.

Человек, который становится астматиком, имеет большие проблемы с выражением агрессии. Так получилось в его жизни, что когда он проявлял эту эмоцию, то бывал жестоко наказан за это («РОДИТЕЛЬ ЛУЧШЕ ЗНАЕТ, ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ!»).
Вспоминается старый анекдот:
«Дворик, детки играют в песочнице, тут слышится голос мамы:
— Гошенька!
— Что, мама? Я уже кушать хочу?
— Нет, сынок, ты уже в туалет хочешь!»

Из-за такого подавления ребенок боится проявлять агрессию, он не может ее выразить, не может «выпустить свой гнев». Но агрессия все равно может прорваться. И для того, чтобы это не произошло, такие люди «запирают» ее в своих бронхах.

С психологической точки зрения, бронхиальная астма развивается из-за того, что человек не способен «дышать полной грудью» в этом сложном мире, у него затруднено выживание. Человек не может быть свободен в своих естественных реакциях. Забота родителей была так велика, что они контролировали, чуть ли не каждое действие своего ребенка или опасаясь за его жизнь или же не доверяя ему. Как говорят в народе в подобных случаях – «вздохнуть свободно не давали!»
Ребенок одновременно и желает нежности от матери и боится ее, любит и ненавидит. Эта двойственность станет в будущем основой болезни.

У больных бронхиальной астмой были нарушены ранние отношения с матерью или замещающей ее фигурой. Возможно, это происходило из-за ее суперопеки, от которой, ребенок страдал. Возможно, с тем, что мать запрещала своему ребенку открытое проявление чувств: «не плачь, перестань кричать!».

Это поведение матери вызывает у ребенка тревогу, страх и желание задавить свои слезы. А так как он не надеется на свои силы, то привлекает для этого ресурсы бессознательного. Сначала он полусознательно ищет позу и тактику дыхания, которые, просто облегчат бурю чувств, исходящих изнутри. Но чем чаще он так делает, тем меньше он может этим управлять. И через некоторое время – контроль потерян. То, что подавление плача ведет к дыхательным затруднениям можно очень хорошо видеть у ребенка, который пытается не заплакать. Характерная одышка и возникающие при этом хрипы очень напоминают приступ астмы.

Люди с бронхиальной астмой завышено чувствительны, склонны к реакциям страха, недоверчивы к другим людям. Они упрямы и в то же время бесконечно уступчивы. Также многие из них живут с ощущением того, что они постоянно находятся в цейтноте, что они ничего не успевают, они вечно спешат, чтобы везде успеть. У таких больных отмечается не только повышенное восприятие запаха нечистот, но и «нечистот» в переносном смысле этого слова: к «грязным» поступкам окружающих и собственным «грязным» мыслям.

Удивительно, но родители могут описывать такого ребенка, как домашнего тирана! Они же так стараются для него, а он не ценит! И вообще, он ничем не интересуется, кроме своего компьютера-телевизора-книги (именно туда дети чаще всего бегут, как способ ухода)!

Одновременно, хотелось бы немного защитить таких родителей. Как правило, их и самих не научили жить своей жизнью, радоваться своей уникальности, позволять быть недостаткам и просто не дали им тепла и любви. И речь идет не о заботе (накормить, обучить, одеть и др.), а об участии и интересе в чувствах маленького человека.

Пару слов о лечении.

Психотерапия и соматическая поддержка – лучшее решение для бронхиальной астмы! Работа строится на том, чтобы создать доверительную атмосферу для выражения подавленных чувств и переживаний и, особенно, гнева. Нужна территория, где человек будет учиться это делать свободно и без отвержения, показывая и собственные границы, чтоб было понимание насколько далеко можно заходить в своих реакциях. Собственно, сделать то, чему должны учить родители.

Если человек маленький по возрасту (такой запрос более распространенный), психотерапия проводится с родителями и ребенком, с акцентом на родителей, это дает хороший результат. Именно родители должны разобраться, почему они так реагировали на естественные потребности ребенка, считали его каким-то «не таким». Обучение особым стратегиям воспитания в данном случае не поможет, нужна направленная работа со специалистом. Как правило, ребенок является «симптомом» семьи и решив этот вопрос, жизнь всех членов семьи становится более радостной и наполненной.

Дмитрий Гаплевский  – психолог Киевского психологического центра ALTERA.

Читать дальше

«Кризис 25 лет». Наш психолог Ольга Королик для Gloss.ua

Вам за 20 и вы любите задавать себе вопросы «А что я умею?», «Тем ли я занимаюсь?», «Что я могу предложить этому миру?» и все в таком духе? Поздравляем, у вас, вполне возможно, кризис четверти жизни. О нем, в отличие от кризиса среднего возраста, наслышаны далеко не все.

Термин «Кризис четверти жизни» появился характерным для нашего времени образом: в 2000 году две 25-летние подруги из США Александра Роббинс и Эбби Уилнер во время типичных девичьих посиделками выяснили, что испытывают схожие переживания в отношении своей жизни. Недолго думая, они написали об этом книгу – «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания тех, кому за 20». Тем самым ввели в обиход новый термин, укоренившийся в психологии.

Кризис наступает в период с 20 до 30 с лишним лет – в момент становления человека во взрослой жизни. В этот период молодые люди начинают сомневаться в правильности выбранного жизненного пути, профессии и спутника жизни. Стресс от окончательного превращения вчерашнего подростка во взрослого зрелого человека заставляет одних кардинально менять свою жизнь (порой, с нескольких попыток), а других впадать в депрессию и чувствовать апатию.

Ольга Королик, психолог, коуч, руководитель Психологического центра ALTERA: «За последние три года молодых людей в возрасте 24-27 лет в моей практике стало значительно больше – раньше аудитория была постарше. Кризис 25 лет встречался и у прошлых поколений, но сегодня стал более распространенным. Раньше к этому возрасту у людей уже были семьи, но не было профессиональной реализации, а сегодня 20-летним кажется, что они не достигли ничего. Усугубляют кризис и социальные сети, ведь если еще десять лет назад знаменитыми были только представители шоу-бизнеса, то сегодня известной может стать ваш сосед. Посмотрев на его профиль в сети, покажется, что он ведет интересную жизнь, а вы только сидите в офисе. В этот момент и наступает кризис. У кризиса есть два пути развития: кто-то усугубляет ситуацию и впадает в депрессию, а кто-то использует кризис как толчок к переменам. Всегда нужно стараться действовать по второму сценарию, потому, что кризис – это подсказка организма, что необходимо что-то менять в жизни. Нужно прислушаться к себе и разобраться, чего вы хотите, а чего нет. Банально пропишите все это на бумаге. Когда пишешь, структурируешь информацию и таким образом многое становится на свои места. Также хорошо бы найти своего психолога или коуча, с которым можно было бы проработать над чувствами и переживаниями, сделать первые шаги, понять, что шаг был сделан верно или неверно, пережить это и идти дальше».

Евгения Шкуренкова для Gloss.ua

Читать дальше

Разводиться или нет?

Развод — достаточно распространенное явление. И обычно это взаимное решение. Но бывает и так: "Отношения на грани разрыва, но я хочу их сохранить. Что делать?"

Сложный вопрос, так как каждая семейная ситуация индивидуальна. Если хотя бы у одного из партнеров есть сильное желание сохранить отношения, скорее всего нужно обратиться к психологу. Как правило, шансы на восстановление отношений невелики. Но, во-первых, исключения есть. Во-вторых, даже если расстанетесь, то в любом случае лучше или, как еще говорят, "экологичнее", чем если затягивать решение и доводить ситуацию до более серьезного конфликта.

Читать дальше

Кризові етапи розвитку дитини: Криза дітей чи батьків?

Провела пряму трансляцію у Facebook щодо вікових криз, з якими стикаються батьки. Тепер відео також доступне на YouTube.

Читать дальше

Как лучше сказать ребенку о смерти близкого человека?

Родители в подавляющем большинстве случаев хотят оградить ребенка от проблем внешнего мира. Например, от новостей о войне, от сложностей на своей работе. К сожалению, бывают события, которые ребенок заметит. Куда пропала бабушка? Почему больше не звонит любимый дедушка? Важно дать ответ. О том, каким должен быть этот ответ, пойдет речь в видео.

Читать дальше
1 2 3